Холодным февральским вечером собрались мы с благоверным и его родителями в театр на пьесу, которую смотрел почти каждый уважающий себя романтик. Конечно, речь идет о «Том самом Мюнхгаузене», точнее бароне Карле Фридрихе Иерониме фон Мюнхгаузене, жизнь которого в фильме Марка Захарова так гениально прожил  Олег Янковский. Замечу один интересный факт, что в истории создания этой замечательной киноленты лежит пьеса Григория Горина, который, вдохновившись историями Эриха Распе, написал сюжет к спектаклю «Самый правдивый».  Впервые на сцене театра Мюнхгаузена исполнил Владимир Зельдин.

Проходит примерно 50-лет, и на театральные подмостки по-прежнему выходит шутить тот самый барон. Собственно, нижегородская театральная сцена драматического театра не исключение! Здесь пьесу показывают с 2017 года и по сегодняшний день.

Вкратце, о чем?

Как уже говорилось выше, пьеса написана по мотивам художественных рассказов барона Мюнхгаузена немецким историком Э. Распе. В этих самых рассказах повесть о своих приключениях ведет барон Мюнхгаузен. А приключалось с бароном многое. Однажды он стреляет в оленя косточкой вишни, и на другой день видит того самого оленя, между рогов которого выросло дерево. В то же мгновение барон стреляет опять и не промахивается. И на ужин получает мясо и компот. В другой раз он летает на ядре, чтобы провести разведку. До луны, кстати, барон тоже добрался. И благодаря таким невероятным историям барон получает широкую известность в родном Ганновере. Герой хочет жениться на любимой женщине — Марте. Однако церковь не дает разрешения, поскольку барон уже 20 лет безутешно женат на Якобине. И у них даже есть общий сын — Феофил. Уставшая быть незаконной женой, Марта умоляет барона стать обыкновенным человеком и признать свои истории шуткой. Барон отказывает любимой и умирает, причем дважды.

Итак, третий звонок, приятный культурный голос напоминает нам об отключении мобильных телефонов, гаснет свет. Но в последние минуты залетают зеленые шарфики.

По всей видимости, у сотрудников Сбербанка корпоративный «выход в свет». Громогласный мужчина, очевидно, подкрепившись перед окультуриванием, прошипел: «Да, здесь не только сберовские собрались?!» И, правда, в зале, простите за штамп, полный аншлаг. Полным он еще стал благодаря сотрудникам банка.

На сцену выходит ОН. Когда увидела Сергея Блохина в роли Мюнхгаузена, ничуть не удивилась! Нет, ну, а кто? Однако я Сергея Сергеича невольно сравнивала с Олегом Ивановичем: лукавый прищур, легкая, не смотря на внушительный стан, походка…Казалось, Сергей Сергеич играет Янковского. Скорее, гениальный Янковский настолько органично предстал в образе барона, что вряд ли будет справедливо его с кем-то сравнивать. У Марка Анатольевича барон худощавый и молодой. Зато у Елена Невежиной (режиссера-постановщика) «Тот самый» пузатый и взрослый. Больше напоминает историческую фигуру, чем образ, нарисованный Распе. И это, скорее говорит, о достоинствах в подборе актеров.

Однако, если с бароном все было ясно, то вот бургомистром – не очень! Вы спросите: почему? Во-первых, не ожидала увидеть в этой роли такого талантливого артиста — Олега Вячеславовича Шапкова, прибывшего вновь в родную губернию. Несколько лет назад Олег Вячеславович покинул Нижний Новгород и служил в Пермском академическом театре. Артист с фактурой. Радостно видеть его на сцене нижегородского театра.

Во-вторых, могу смело заявить — бургомистр Шапков не хуже бургомистра Кваши. Подробнее об артисте я еще расскажу в рецензии, на спектакль «Твоя Катя», в котором Шапков исполняет Горького именно таким, каким я его себе представляла. Собственно, бургомистр оказался тем самым бриллиантом, которого совсем не ждешь, когда открываешь коробочку с новогодним подарком.

В общем-то, дружба барона и бургомистра для меня сложилась, и наблюдать за ними было огромным удовольствием! Что не могу сказать о супруге. Ни дружбы, ни любви у баронессы с Мюнхгаузеном не вышло. Увы, ни в жизни, ни на сцене! «Есть пары, созданные для любви. Но не все. Некоторые созданы для развода», — говорит барон. Возможно, на предвзятое отношение к Якобине повлияла несравненная Инна Чурикова, которую никому не «переиграть». А вот нижегородский Феофил приятно удивил. Помните, как уморительно и часто Ярмольник произносил: «Убийцы!»,  Соцков Андрей, сыгравший барона младшего, так же артистичен, и даже внешне похож на Леонида.

А, если отбросить все «за» и «против», то спектакль, можно назвать одним из лучших в репертуаре театра! Только, это история для взрослых. Гротескно она поднимает множество серьезных вопросов. Взять хотя бы взаимоотношения отца барона с родным сыном. При жизни барона дружеских отношений у них так и не сложилось. Зато после смерти сын искренне горюет и стремится быть похожим на своего отца. Отчего-то большинство считает главной сюжетной линией именно любовную. А Марту — единственной страдалицей. Что, мол, ради своей возлюбленной барон не изменил своим принципам. Так он и ради сына не изменился тоже! И это, на мой взгляд, гораздо драматичнее.  Что же до самой Марты. То истинные чувства к барону мы видим в заключительной сцене. Когда истинное приятие любимого человека сменяет обыкновенный эгоизм. Гротескно? Да! Как-будто, чтобы обратить внимание на что-то важное автор (режиссер) преподносит нам увеличительное стекло…

«Я понял, в чём ваша беда: вы слишком серьёзны. Умное лицо — это ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!»

Улыбайтесь, господа! Этот спектакль очевидно принесет вам радость!

Фото с официального сайта театра — drama.nnov.ru