Прошел год, как на малой сцене ТЮЗа выпускник Щукинского института Павел Ушаков защищал свою дипломную работу спектаклем «Чик. Гудай, Берлин». Диплом режиссера получен, а постановка не прекращает своей жизни в театре. Положительных отзывов  масса. Чем не повод посмотреть детский спектакль глазами взрослого. Детский…Так мне казалось. Понять замысел постановки и характер героев помог сам режиссер.

В основе сюжета – роман художника Вольфганга Херрндорфа. История о том, как одноклассники Майк Клингенберг (Артур Зимин), Чик (Максим Павлов) на старой угнанной «Ниве» отправляются в путешествие.  По пути они знакомятся с девочкой, живущей на свалке Изой Шмидт (Анна Сильчук). И вот их уже трое. Они – банда, рок-группа и родственные души.

Спектакль начинается с рева бас-гитар и оглушительного звука барабанной установки, и обаятельной игры всех трех актеров. Кстати, по сюжету героев полагается в три раза больше. Артисты очень динамично и мастерски перевоплощаются то в родителей Майка, то в посторонних прохожих, то в самих себя…

— Я люблю минимализм. Поэтому посчитал, что именно три героя в карикатурной форме будут показывать всех людей, с которыми они буду встречаться. Но главных героев только три, — подчеркивает Павел.

Все окружающие – лишь отражения подростковой непосредственности и богатой фантазии героев. Поэтому здесь живут и женщина–бегемот, и сумасшедший солдат. Причем минимализм просматривается не только в скромном, очень удачно подобранном актерском составе, но и в сценографии, где все быстро движется и перемещается. Где музыкальная установка служит автомобилем, а картонные коробки и прожектора – школьной партой, заправкой, столиками в кафе, и даже полем, где ребята любуются ночным небом. А еще во время спектакля не покидает мысль, что ты сидишь на настоящем рок-н-ролльном концерте. Так здорово ребята наигрывали «The White Stripes». Однако за непринужденной музыкальной атмосферой скрываются глубочайшие смыслы. Спектакль затрагивает немало тем. Одна из главных, по мнению режиссера, тема свободы личности.

— В  романе есть строчки «Твоя мать немногому может тебя научить. Но вот это я хочу, чтобы ты запомнил. Во-первых, говорить можно обо всем. Во-вторых, плевать, что подумают другие», — цитирует Павел. — Это я хорошо усвоил. В подростковом периоде, думаю, у всех возникает мечта. Я себя представлял актером или музыкантом. У Майка, Чика, Изы тоже есть мечта… Они встретили друг друга. В данном отрезке времени они были нужны друг другу. И они встретились.

Безусловно, тема свободы лейтмотивом звучит в музыкальных композициях, исполняемых героями, в угнанной машине,  и даже в общении. Еще резонирует тема детского одиночества и сиротства. Как по мне, так эта тема была передана громче всего. Так, у Чика семьи нет. Он эмигрант из России. Родители его оставили, полагая, что Чик – умный малый. Сам пробьет себе дорогу. У Майка с виду благополучная семья: он живет в материальном достатке. Только отец регулярно отлучается в поездки с молоденькими секретаршами. А мать не в силах ничего изменить. Топит печаль в бутылке. Периодически проходит лечение от алкогольной зависимости. Из-за всех этих проблем Майк замыкается в себе и становится забитым молчуном. Одноклассники над ним подсмеиваются, так же, как и над гопником из России Чиком. А «звезда класса» Татьяна (неподражаемая Анна Сильчук) не приглашает на свой день рожденья. В результате и получается, что у Майка с Чиком больше общего, чем может показаться.

А еще у Майка много общего с Изой. Хотя, на первый взгляд кажется, что может быть общего между сытым, опрятным и домашним мальчиком и девочкой, живущей на свалке? Доброта, искренность, свобода в выражении своих чувств и мыслей, умение дружить. И, если вы посмотрите спектакль, уверена, найдите еще больше! Именно это богатое внутреннее содержание отличает Изу от «классной» Татьяны. У которой свобода выражается только в ее откровенном танце, а вся ее нарочитая сексуальность — лишь дешевый способ вызвать симпатию у мальчиков. Поначалу и Майк клюет на этот образ. Но с появления Изы все меняется. Чик помогает осознать Майку, что Иза искренне заинтересована в нем самом. А спустя какое-то время Майк и сам видит и все понимает, но не решается.  Артур Зимин и Анна Сильчук блестяще показали любовную сцену. Эту неловкость и трепет неопытных еще детских душ. Режиссер Павел Ушаков увидел еще кое-что между характерами Майка и Изы…

-Майк весь такой умненький, интеллигентный паинька. Иза — бунтарка. Именно потому, что Иза такая, она выбирает себе такого тихого мальчика. Его же привлекает ее сексуальная свобода, ее раскрепощенность. Ему нужна была такая девушка как Иза. А ей нужен был такой как Майк. Все, как в жизни. Хорошие девочки всегда выбирают хулиганов.

-Еще в спектакле есть message родителям, говорит автор, – не бросать своих детей. Всегда оставаться для них друзьями.

Это еще один повод пойти на спектакль. Но я бы не рекомендовала смотреть его родителям и детям вместе. Идеально — каждый своей компанией. А после – непременно обменяться впечатлениями. Постановка получилась настолько откровенной. Нет, по сцене не ходят голые актеры! Хуже! Актеры говорят, что думают ваши дети. Это, как подслушать телефонный разговор, или личный дневник прочитать.

Это взрослый спектакль о детях. Точнее о взрослении. Еще не видели – тогда обязательно смотрите, а лучше слушайте!

Фото из официальной группы Вконтакте.